Педагогам
РЕКОМЕНДАЦИИ
к составлению анализа воспитательной работы
в классном коллективе
1 Какие задачи были выдвинуты для работы с учащимися класса? На основании каких данных?
2 Что было сделано для их выполнения? Какие формы, методы, содержание были наиболее эффективными? Как это повлияло на решение каждой задачи?
3 Что и как повлияло на детей в отдельности, на коллектив учеников и родителей в целом? Какие изменения произошли в развитии личности учащихся, в ученическом и родительском коллективах?
4 Как привлекался коллектив родителей для решения задач? Разнообразие форм работы, используемых методов, выполнение плана проведения тематических собраний, посещение собраний родителями, участие родителей в классных и школьных мероприятиях, совместные мероприятия родителей и детей.
5 Насколько целесообразной была проводимая работа? Как это повлияло на результаты воспитательной работы: уровень воспитанности учащихся, улучшение отношений между учителями и учащимися, дисциплину, успеваемость и т.д.?
6 Чем это подтверждается? (результаты анкетирования, тестирования и других используемых и использованных методов).
7 Какие резервы можно было использовать, но они не использовались в силу каких-либо причин?
8 Какова роль органов ученического самоуправления в решении задач и развития коллектива?
9. Какова активность детей в кружках и секциях дополнительного образования? Как проявилось это в жизни ученического коллектива?
10. Что проводилось для реализации воспитательной программы школы?
11. Какая работа проводилась с детьми группы риска?1
12 Пути совершенствования воспитательной работы в классном коллективе.
13 Какие новые задачи выдвигает классный руководитель для решения возросших проблем?
КЛАССНЫЙ ЧАС
КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия). Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак: 1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа); 2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела); 3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия). Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя). Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе. Классный час выполняет следующие функции: 1) просветительскую- дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие. 2) ориентирующую- способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию. 3) направляющую- призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. 4) формирующую- формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.
Видыы классного часа: • Нравственный классный час Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок 2. Изучение,. осмысление и анализ нравственного опыта поколений 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать точку зрения и уважать чужую точку зрения, и др.) (нельзя проводить часто) • Интеллектуально-познавательный классный час Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию • Тематический классный час Цели: 1. Развивать кругозор учащихся 2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей • Информационный классный час Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района. 2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения 3. Формирование своего отношения к происходящему 4. Развитие исследовательских умений
Формы классного часа: • Беседа (эстетическая, нравственная) • Диспут • Встречи с интересными людьми • Викторины по различным областям знаний • Дискуссии • КВНы • Интерактивные игры • Игры-путешествия • Тренинги • Читательские конференции • другие
Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из: • Возрастных и психологических особенностей школьников • Целей и задач, которые он ставит • Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся
При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий: • Определить тему, сформулировать цель • Составить план (сценарий) • Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме • Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом) • Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей Советы по проведению классного часа • От предметной информации к оценке информации • От общих оценок к развернутым суждениям • Внимание к выступлениям учащихся • Акцент на важных моментах • Размышления вместе с детьми • Совместный поиск решений проблемы • Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос) • Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных.
Анализ классного часа Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом. Выделяют две стороны анализа. Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.
Другая сторона – это педагогический анализ. • Почему? Зачем? - Потребности, особенности, интересы • Что? - Цель • Как? - Методы Формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи, трудности • И что мы с этого имеем? - Результат, продолжение работы Критерии эффективности классного часа • Личностная значимость для учащихся К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. • Комфортность, благоприятный психологический климат Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому общему знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» (Н. А. Добролюбов) • Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников Дети – это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли
(В. М. Дорошевич) • Обогащенность жизненного опыта учащихся Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет. (С. Маршак) • Духовно-нравственная ценность Познай, где свет, Поймешь, где тьма. (А. Блок) • Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал. Вовек не позабудется. (Н. Рыленков)
Сведения о вакансиях
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
Профилактика суицида
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
*Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (ссылка)
*Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (ссылка)
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
УЧИТЕЛЯМ В РАБОТУ
Примерные рабочие программы по учебным предметам : https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам https://edsoo.ru/constructor/
Информация для учителей!На сайте fgosreestr.ru опубликовали НОВЫЕ
примерные программы учебных предметов по новым ФГОС, разработанные с учетом концепций преподавания учебных предметов и примерной программы воспитания. Всего добавили 27 примерных программ для начальной школы, 34 – для основной, 6 - для старшей.
Примерные программы по учебным предметам и курсам для начальной и основной школы подготовил Институт стратегии развития образования.
https://fgosreestr.ru/oop